Профессиограммы

Маркетолог

Опубликовано 23 Июль 2015

Содержание труда

Изучает и прогнозирует спрос на товары и услуги, путем наблюдения, опроса потребителей анализирует причины колебания спроса на товары и услуги, определяет пути улучшения их потребительских свойств, перспективы сбыта, отслеживает конкурентную сферу, изменения налоговой, ценовой и таможенной политики государства.

 

Должен знать

  • Основы экономики.
  • Историю развития производства, торговли.
  • Действующее законодательство.
  • Основы социологии, психологии, правоведения, этики, статистики, вычислительную и оргтехнику.
  • Основы трудового законодательства.
  • Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

 

Профессионально важные качества

  • аналитическое мышление;
  • наблюдательность;
  • социально-психологическая интуиция;
  • образно-логическая память;
  • коммуникативные способности;
  • высокая самооценка;
  • эмоционально-волевая устойчивость.

 

Квалификационные требования

- высшее экономическое, юридическое образование.

 

Медицинские противопоказания

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • выраженные сердечно-сосудистые заболевания;
  • нервные и психические заболевания.

 

Описание профессии

Кадровые агентства считали, что рынок специалистов по маркетингу уменьшился на 80 процентов. Однако прошел год, и начался обратный процесс. Среди тех, кого снова принимают на работу – снова именно эти профессионалы. Однако какие? «В нашем бизнесе решение порой должно быть принято быстро, но грамотно, – признался Дмитрий, владелец сети супермаркетов. – Я хочу найти такого маркетолога, которого я могу разбудить даже ночью вопросом: «Ваня, как ты думаешь, пойдет ли такой товар?» И он мне скажет «Нет» или «Да», и даже назовет примерную цену, по которой товар будет расходиться быстро и с прибылью. Я заказывал маркетинговые исследования агентству. Они делали какие-то съемки, собирали покупателей, обзванивали всех подряд, а потом привозили мне ворох графиков и доказывали, что товар не будет иметь успеха. А потом мой конкурент закупал его и делал большие деньги. У него был заместитель, который на глазок определял, пойдет или не пойдет товар. Мне нужны не графики, а правильный прогноз». Понимая необходимость введения такой должности в фирме, работодатели начали искать тех, кто по своим способностям явно тянет на директора по развитию. Как и в каждой профессиональной среде, среди маркетологов существует несколько разрядов: А с, проницательность которого может поспорить с гением Мишеля Нострадамуса. Такой человек обычно не проводит нудных опросов населения, пренебрегает общедоступной логикой и маркетинговыми технологиями. Работу в маркетинге воспринимает как акт научного творчества, а не механическую статистическую рутину. Он открывает законы торгового бытия, когда ему на голову падает яблоко, а не после сидения за таблицами Excel, хотя последнее может сделать виртуозно. Зайдя в супермаркет за банкой пива, полистав журналы, поболтав с коллегами по телефону и покопавшись в Интернете, он приходит к выводу, который идет вразрез с ожиданиями всей компании и даже аналитиков рынка. Опыт общения с ним подсказывает, что он бывает прав в 99 случаях из 100. Следуя его совету, руководитель опережает конкурентов на квартал. В компании к такому специалисту относятся со священным трепетом, как к шаману, и начинают исподволь верить, что на самом деле он не предсказывает, а сам вызывает колебания в их секторе рынка и дождь на улице. Затем самородок уезжает учиться на МВА, переходит в другую компанию и делает стремительную карьеру. Блажен руководитель, у которого асс маркетинга проработает хотя бы год-другой. Зарплата асса может достигать $3000. Экономия на ней неуместна, потому что часть ее он тратит на дело, покупая массу литературы и «тусуясь» в местах скопления потенциальных клиентов. Тот директор, которому не посчастливилось заполучить асса маркетинга, может довольствоваться крепким профессионалом. Хороший маркетолог способен значительно уменьшить количество ошибок в принятии решений. Он грамотно проведет сбор информации, проанализирует данные и напишет отчет, доступный пониманию руководства. Его предложения толковы и доступны в реализации. Его выступления на планерке оригинальны и дают пищу для ума собравшимся. Он умеет обобщить разрозненные данные отделов и помочь директору, погрязшему в хозяйственных хлопотах, сделать правильный вывод о развитии компании. Умный и опытный маркетолог этого уровня даже может стать местным визирем, с которым директор часто советуется с глазу на глаз. И тогда, минуя соперников, он быстро становится замом. Менее толковый, но старательный станет незаменимым работником, потому что в случае аврала может заменить менеджера из отдела продаж или снабжения. Такой специалист быстро находит себе новое место, если в горячий момент попадает под сокращение. Хотя у руководителей он иногда вызывает ощущение дармоеда, не приносящего прямой выгоды, свою зарплату он отрабатывает честно и его увольнение обычно сказывается негативно на показателях. Такой специалист работает, не чувствуя себя ущемленным, за зарплату от $500 до $1200. $1500—2000 получает начальник отдела маркетинга. Хуже всего приходится руководителю, который принимает на работу способного имитатора, который умеет создать видимость бурной деятельности. Он (или она) постоянно куда-то звонит и что-то печатает, но его отчеты невозможно прочитать дальше первого абзаца. Это коктейль из иностранных учебников по маркетингу, обзоров газет с экономической тематикой и уравнений, в результате которых получаются непонятные цифры. Предложения по продвижению товара вызывают здоровый смех менеджеров по продажам и раздраженное недоумение коммерческого директора. Беседа с работником этого уровня проходит как в анекдоте: «Петька, приборы!» – «6» – «Что – 6?» – «А что приборы?». Попытки извлечь пользу из бурной деятельности псевдо-маркетолога не имеют большого успеха, потому что работают не на результат, а на процесс. «Что значит 4,1?» – спрашивает директор хорошенькую девушку с дипломом коммерческого вуза. «Ну, вы же сами просили выяснить перспективы для продукта Х». – надувает губки та. «Я спрашиваю, 4,1 по какой шкале – по пятибалльной или по стобалльной? Вывод какой?» – теряет терпение руководитель. После путанных объяснений, он получает наконец более или менее вразумительный ответ, основанный на опросе 250 покупателей продукта. О том, что такой опрос проходил в действительности, свидетельствуют подшитые к делу анкеты и сотня графиков обработки этой информации. Несмотря на документальность исследования, вывод оказывается правильным с точностью до наоборот. Разгневанному руководителю впоследствии объясняют, что на российском рынке точное прогнозирование невозможно, а традиционное продвижение товара не имеет смысла. Попав под сокращение, псевдо-маркетолог готов переквалифицироваться в управдомы и работать за $200 в месяц. Маркетинг – это не профессия и, тем более, не образование. Это образ мышления, поэтому выживает тот бизнесмен, который вводит маркетолога в свой штат, а в каком виде – не важно. Гении маркетинга попадаются часто, но век их на должности рядового маркетолога не долог – год-другой. Затем дальновидного специалиста ждет позиция бренд-менеджера, директора по развитию, первого заместителя президента и, наконец, самых успешных и готовых к риску – собственное дело. Искать на рынке труда залежавшийся талант – неблагодарное дело. Если руководитель хочет нанять хорошего маркетолога за зарплату секретаря на «reception», он должен учитывать тот факт, что тот может к нему попасть только для того, чтобы пересидеть временное безделье. В маркетинге, как в спорте, даже недолгое отсутствие выбивает человека из формы. Маркетолог должен постоянно вариться в своей среде и заниматься исследованиями, но результаты этой работы, возможно, достанутся не жадине, мечтающему нанять высококлассного специалиста за копейки, а тому, который более адекватно понимает роль и ценность маркетолога в фирме. По мнению рекрутеров, последних становится все больше. Ведь маркетолог играет роль наводящего на артиллерийской батарее, позволяя добиваться высокой точности попадания. Хороших маркетологов либо переманивают от конкурентов, либо выращивают в отделе продаж. Успешный менеджер по продажам, которому надоедает бегать «в поле», со знанием дела займется стратегическим планированием этих продаж в масштабах компании. Нулевой, и даже негативный эффект может быть от приема на работу свежего выпускника коммерческого вуза, знакомого больше с западными теориями, чем с реалиями бизнеса. Жаль, что именно такие работники составляют у работодателей представление о маркетинге как о «продажной девке империализма», бесполезной на российском рынке.

 

http://kcst.bmstu.ru/



Опрос

Когда лучше провести День 1С Карьеры?

вторник, 15.00-18.00 - 0%
среда, 15.00-18.00 - 20%
четверг, 15.00-18.00 - 40%
пятница, 12.00-15.00 - 0%
суббота, 12.00-15.00 - 40%

Всего голосов:: 10
Голосование по этому опросу закончилось в: Ноябрь 3, 2013

Последние статьи

Экскурсовод

Содержание труда Сопровождает группу туристов по маршруту, руководит осмотром, дополняет краткой информацией или подробным рассказом о... Read more

Эколог

Содержание труда Изучение структуры и функционирования природных и созданных человеком биологических систем, экологическое просвещение, разработка мероприятий... Read more

Химик

Квалификационные требования - высшее, среднее специальное образование.   Медицинские противопоказания нервно-психические расстройства; различные виды нарушений внимания, мышления, восприятия.   Описание профессии На предприятиях... Read more

Статистик

Содержание труда Собирает обрабатывает и анализирует статистические данные о населении, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и связи,... Read more

Специалист по социальной работе

Содержание труда Организует и оказывает материально-бытовую помощь и морально-правовую поддержку инвалидам, одиноким, престарелым людям, детям- сиротам,... Read more

Вы здесь:   ГлавнаяКарьера и работаПубликацииПрофессиограммыБрокер